Сотрудники предлагают всем желающим отправить свои соболезнования на электронный адрес rememberingsteve@apple.com. Свои соболезнования в связи со смертью Джобса также принесли основатель Microsoft Билл Гейтс, глава Facebook Марк Цукерберг, президент Walt Disney Боб Айгер, бывший губернатор Калифорнии и киноактер Арнольд Шварценеггер, а также многие другие.
"В мире не часто встретишь людей, которые так сильно бы его преобразовали, как это сделал Стив.", отметил Гейтс. Представители элиты США продолжают комментировать смерть изобретателя.
Одна из самых знаменитых речей Стива перед выпускниками Cтэнфордского университета
отсюда
“Для меня большая честь быть сегодня здесь, с вами, в день вручения вам дипломов одного из лучших университетов в мире. Я сам колледж не закончил. Честно говоря, сейчас, стоя здесь, я ближе к окончанию колледжа, чем когда бы то ни было. Сегодня я хочу рассказать вам три истории из своей жизни. И всё. Ничего особенного. Просто три истории.
Первая история – про точки, которые соединяются.
Я бросил Рид Колледж после 6 месяцев обучения, но ошивался там как вольный слушатель ещё полтора года или около того до того, как на самом деле бросил занятия. Почему же я ушёл?
Всё началось ещё до моего рождения. Моя биологическая мать была юной, незамужней студенткой-старшекурсницей в колледже, и она решила отдать меня на усыновление. Она была убеждена, что усыновить меня могут только люди, закончившие университет, и всё уже было готово, чтобы меня отдали адвокату и его жене. Кроме одного – когда я родился, они в последний момент решили, что всё же хотят девочку. Моим родителям, которые стояли в листе ожидания, позвонили посреди ночи с вопросом: «У нас неожиданно появился младенец-мальчик, берёте?». Они сказали: «Конечно». Моя биологическая мать впоследствии узнала, что моя мама не закончила колледж, а папа не закончил школу. Она отказалась подписывать последние бумаги, разрешающие усыновление. Лишь несколько месяцев спустя она уступила, взяв с моих родителей слово, что я обязательно буду учиться в университете.
17 лет спустя я действительно пошёл в колледж. Но я наивно выбрал почти столь же дорогой колледж как Стэнфорд, и почти все сбережения родителей – представителей рабочего класса – уходили на оплату моего обучения. Спустя 6 месяцев я перестал понимать, ради чего тратятся их деньги. Я понятия не имел, что я собираюсь делать в жизни, и не видел, как колледж поможет мне это выяснить. А уходило всё, что мои родители копили всю жизнь. Поэтому я решил бросить колледж и поверить, что этот план сработает. Было страшновато, но оглядываясь назад могу сказать, что это было одно из лучших решений во всей моей жизни. В тот день, когда я ушёл из колледжа, я перестал посещать обязательные курсы, которые были мне не нужны, и начал ходить на те занятия, которые выглядели интересными.
Это было не слишком романтично. У меня не было места в общежитии, поэтому я спал на полу в комнате своих друзей, я сдавал бутылки из под кока-колы за 5 центов и покупал на эти деньги еду, и мне приходилось идти пешком 7 миль каждым воскресным вечером, чтобы хоть раз в неделю нормально поесть в кришнаитском храме. Мне это нравилось. Многое из того, на что я наткнулся из-за своего любопытства и подчиняясь интуиции, впоследствии оказалось бесценным. Приведу один пример:
Рид Колледж в то время предлагал пожалуй лучший в США курс каллиграфии. Каждый плакат, каждая надпись по всему кампусу были каллиграфически выведены от руки. Поскольку я официально уже не учился и не должен был посещать обычные курсы, я решил ходить на занятия по каллиграфии, чтобы тоже научиться так писать. Я узнал о шрифтах с засечками и без, о том, как варьировать расстояние между разными буквами, и что делает великую типографику великой. Это было красиво, исторично, артистически тонко до степени, которую не может постичь наука, и я находил это просто замечательным.
Казалось, нет ни малейшей надежды, что эти знания пригодятся мне в жизни. Но десять лет спустя, когда мы занимались дизайном первого компьютера «Макинтош», всё вдруг сложилось. Это был первый компьютер с красивой типографикой. Если бы я не пошёл на тот самый курс в колледже, у Мака никогда бы не было различных гарнитур и пропорциональных шрифтов. А так как в Windows всё это было просто скопировано с Мака, то не исключено, что в персональных компьютерах всего этого вообще бы не было. Не брось я колледж и не начни посещать класс каллиграфии, персональные компьютеры могли остаться без своих замечательных шрифтов. Конечно, эти точки невозможно соединить, смотря вперёд из того времени, когда я учился в колледже. Но это очень-очень ясно видно, когда смотришь на это назад, спустя 10 лет.
Вы не можете соединять точки, глядя вперёд; это возможно, только оглядываясь назад. Поэтому вы должны верить, что все точки в будущем как-то соединятся. Вы должны во что-то верить – в свою интуицию, в судьбу, в жизнь, в карму, во что угодно. Этот подход никогда не подводил меня и полностью изменил мою жизнь.
Моя вторая история о любви и потере.
Мне повезло – я нашёл то, чем хотел бы заниматься в жизни, очень рано. Воз (И. Г. – Стивен Возняк, гениальный инженер и программист, основавший Apple вместе с Джобсом) и я начали компанию Apple в гараже моих родителей, когда мне было 20. Мы много работали и через 10 лет Apple выросла из нас двоих в гараже в компанию стоимостью 2 миллиарда долларов с 4000 сотрудниками. Мы только что выпустили наше лучшее творение – «Макинтош» – это произошло всего за год до этого, и мне едва исполнилось 30. И тут меня уволили. Как могут уволить из компании, которую ты сам основал? Ну, по мере того как компания Apple росла, мы наняли одного человека, который казался мне очень талантливым (И. Г. – Джон Скалли, который чуть не довёл компанию Apple до полного краха, был впоследствии назван 14-м худшим CEO в истории США), чтобы он управлял компанией вместе со мной, и первый год дела шли хорошо. Но затем наши взгляды на будущее начали сильно расходиться, и постепенно мы рассорились. Когда это случилось, Совет директоров встал на его сторону. В 30 лет я оказался уволен. Причём публично. То, что было главной целью всей моей взрослой жизни, более не существовало, и это было ужасно.
Несколько месяцев я просто не знал что делать. Я чувствовал, что я подвёл всех предпринимателей прошлого – как будто бы я уронил эстафетную палочку, которую они мне передали. Я встретился с Дэвидом Паккардом (И.Г. – один из основателей компании Hewlett-Packard) и Бобом Нойсом (И. Г. – основатель компании Intel) и попытался извиниться перед ними, что я так облажался. Мой провал был настолько громким, что я даже думал о том, чтобы покинуть Силиконовую долину. Но постепенно до меня стало доходить – я всё ещё любил то, что делал. То, что произошло в Apple, не изменило этого ни на йоту. Меня отвергли, но я всё ещё был влюблён. И я решил начать всё сначала.
Я не понимал этого тогда, но, как выяснилось, увольнение из Apple было лучшим, что со мной когда-либо случалось. Тяжкое бремя успешности было заменено лёгкостью вновь быть начинающим, куда менее уверенным во всём. Это событие освободило меня и положило начало одному из самых креативных периодов моей жизни.
В следующие пять лет я основал компанию под названием NeXT, ещё одну компанию под названием Pixar, и влюбился в замечательную женщину, которая стала моей женой. В Pixar был создан первый в истории мультфильм с компьютерной анимацией, «История игрушек», и сейчас это самая успешная анимационная студия в мире. В результате невероятного поворота событий Apple купил NeXT, я вернулся в Apple, и технология, которую мы разрабатывали в NeXT – основа того ренессанса, который Apple переживает сейчас. У нас с Лорен замечательная семья.
Я уверен, что ничего из этого бы не случилось, не будь я уволен из Apple. У этого лекарства был кошмарный вкус, но мне кажется, пациенту оно было нужно. Иногда жизнь ударяет тебя камнем прямо в голову. Не теряйте веру. Я убеждён, что единственное, что заставляло меня тогда продолжать двигаться, был тот факт, что я любил то, чем занимался. Вы должны найти то, что полюбите. И это относится как к работе, так и к вашим любимым. Ваша работа всегда будет занимать большую часть вашей жизни, и единственный способ получать настоящее удовлетворение от своей работы – это верить, что это отличная работа. А единственный способ делать свою работу отлично – это любить то, чем ты занимаешься. Если вы ещё не нашли её, продолжайте искать. Не останавливайтесь. И, как и во всех сердечных делах, вы сразу поймёте, что нашли то, что надо. И, как все правильные отношения, с годами они становятся только лучше. Ищите, пока не обретёте. Не останавливайтесь.
Моя третья история – о смерти.
Когда мне было 17, я прочёл фразу, которая звучала примерно так: «Если вы проживаете каждый день как последний, то рано или поздно вы окажетесь правы». Это произвело на меня впечатление, и с тех пор, вот уже 33 года, я смотрю в зеркало каждое утро и спрашиваю себя: «Если бы сегодня был последний день твоей жизни, ты бы хотел делать то, чем собираешься заняться сегодня?» И если ответ оказывался «Нет» на протяжении нескольких дней кряду, я знал, что пришла пора что-то менять.
Мысль о том, что скоро я умру, это один из самых важных инструментов, который я использовал, чтобы принимать самые главные решения в своей жизни. Потому что практически всё – все ожидания, вся гордость, весь страх позора или неудачи – всё это меркнет перед лицом смерти, оставляя лишь то, что по-настоящему важно. Воспоминание о том, что ты рано или поздно умрёшь – лучший известный мне способ не предаваться иллюзиям, что тебе есть что терять. Ты уже наг. Нет причины, чтобы не следовать зову своего сердца.
Около года назад мне поставили диагноз «рак». В 7:30 утра мне сделали рентген, и он явно показал, что у меня опухоль поджелудочной железы. Я даже не знал, что такое поджелудочная железа. Доктора сказали, что эта форма рака почти наверняка неизлечима, и мне осталось жить не дольше, чем 3-6 месяцев. Мой врач посоветовал мне отправиться домой и привести дела в порядок, что на врачебном языке означает – готовиться к смерти. Это значит попытаться сказать своим детям всё, что ты думал им рассказать в следующие 10 лет, за несколько месяцев. Это значит устроить всё так, чтобы твоей семье было как можно легче. Это значит сказать всем «прощайте».
Я жил с этим диагнозом весь день. Позже, вечером провели биопсию – они ввели эндоскоп через глотку и желудок мне в кишечник, воткнули иголку мне в поджелудочную железу и взяли несколько клеток из опухоли. Я был без сознания, но моя жена, которая находилась там, рассказала, что когда доктора увидели клетки под микроскопом, у них вырвался вздох облегчения, потому что выяснилось, что у меня очень редкая форма рака поджелудочной железы, с которой можно справиться с помощью операции. Мне сделали операцию, и сейчас я в порядке.
В этот день я был ближе всего к смерти, и я надеюсь, что ближе к ней я не подойду ещё несколько десятков лет. Пройдя через это, я могу сказать куда более уверенно, что смерть – полезная, но чисто интеллектуальная концепция:
Никто не хочет умирать. Даже те, кто хочет оказаться на небесах, не хотят умирать, чтобы туда попасть. И, тем не менее, смерть – это конечная точка для всех нас. Ускользнуть никому не удавалось. И так и должно быть, так как Смерть – пожалуй, самое лучшее изобретение Жизни. Это агент Жизни по изменениям. Она вычищает старое, освобождая место для нового. Сейчас новое – это вы, но довольно скоро наступит момент, когда вы станете старым, и от вас избавятся. Извините, что это звучит так драматично, но это чистая правда.
Ваше время ограничено, поэтому не тратьте его, проживая жизнь какого-то другого человека. Не попадайтесь в сети догм – не живите результатами размышлений других людей. Не давайте шуму мнений других людей заглушить собственный внутренний голос. И самое главное, имейте смелость следовать своему сердцу и интуиции. Каким-то образом именно они знают, кем на самом деле вы хотите стать. Остальное вторично.
Когда я был молодым, было такое удивительное издание «Каталог Всей Земли» (The Whole Earth Catalog), это была одна из библий моего поколения. Создал его человек по имени Стюарт Бренд, который жил неподалёку отсюда в Менло Парк, и он подошёл к этому делу с душой. Это было в конце 60-х, до появления персональных компьютеров и настольных издательств, поэтому всё делалось с помощью печатных машинок, ножниц и камер-поляроидов. Это было нечто вроде Google на бумаге, за 35 лет до появления Google: это было нечто идеалистическое, переполненное редкими инструментами и великолепными идеями.
Стюарт и его команда сделали несколько выпусков «Каталога», а затем когда пришла пора двигаться дальше, вышли с финальным выпуском. Это было в середине 70-х, я был примерно вашего возраста. На задней обложке последнего номера была сделанная утром фотография дороги где-то за городом – по такой вы могли бы путешествовать автостопом, если бы были достаточно рисковыми. Под фотографией были слова: «Оставайся голодным, оставайся безрассудным». Это было их прощальное сообщение перед расставанием. Оставайся Голодным. Оставайся Безрассудным. И я всегда желал этого самому себе. И теперь, когда вы заканчиваете университет, чтобы начать свой путь, я желаю этого и вам.
Оставайтесь Голодными. Оставайтесь Безрассудными."
0 коммент.:
Отправить комментарий